-
1. Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы.
-
2. Проявлять инициативу.
-
3. Участвовать во внеклассных и внешкольных делах.
-
4. Представлять школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях в соответствии со своими умениями и возможностями.
-
5. Отдыхать в перерывах между уроками.
-
6. На общественную помощь в необходимых случаях.
-
7. На заблаговременное уведомление о сроках и объемах письменных контрольных работ и зачетов; в течение одного дня может быть проведена только одна контрольная или зачетная работа, в течение недели - не более трех.
Учащийся обязан:
-
1. Считать урок неприкосновенным временем для получения знаний, беречь каждую минуту урока, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей.
-
2. Вести себя в любой ситуации тактично, скромно, корректно, разрешая спорные вопросы в уважительном диалоге.
-
3. Полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно работать над расширением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных им дополнительных и внеклассных занятиях.
- 4. Действовать на благо школьного коллектива, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитета.
- 5. Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о красоте родной речи.
- 6. Иметь хороший внешний вид - визитная карточка ученика. Ежедневный стиль одежды - деловой. Девушки: брючный костюм или пиджак с юбкой. Юноши: костюм, опрятные прически.
- 7. Проявлять уважение к учителям и к другим работникам школы, подчиняться указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления; споры решать только на принципах, определенных Уставом школы.
- 8. Придерживаться правил общественного общежития, особенно:
- проявлять уважение к взрослым и одноклассникам;- оказывать сопротивление грубости и вульгарности;- уважать свободу и достоинство другого человека;- обращаться друг к другу по имени;- исправлять причиненный собой вред;- не устраивать драки в школе и на её территории.
- 9. Заботиться о безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей: не курить, не употреблять алкогольных напитков, наркотиков, не приносить в школу и на её территорию огнеопасные вещества и токсичные яды.
- 10. Заботиться об имени школы, её эстетическом виде, стараться поддерживать в чистоте и порядке территорию школы.
- 11. В общественные места (столовая, актовый зал) входить без рюкзаков, сумок и верхней одежды.
- 12. Участвовать в производственном труде и в самообслуживании.
- 13. Соблюдать правила личной гигиены, быть аккуратным, опрятным. Соблюдать режим дня.
- 14. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным в обращении с огнём, газом, электронагревательными приборами. Строго соблюдать правила техники безопасности.
Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних.
- Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет.
- Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе.
В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.
-
По достижении 17 лет несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет.
-
После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную службу на альтернативную гражданскую службу.
-
Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.
-
Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:
-
грабеж,
-
разбой,
-
умышленное убийство,
- изнасилование,
- насильственные действия сексуального характера,
- хулиганство,
- угон автотранспортного средства,
- захват заложников,
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
- хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ,
- вандализм и др.
Дела на несовершеннолетних рассматриваются:
-
в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, а по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, - в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
-
в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет - общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения.
К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как:
- приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
- жестокое обращение с животными,
- повреждение транспортных средств общего пользования,
- групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
- повреждение телефонов-автоматов,
- распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,
- приобретение самогона и др., - применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.
К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как:
- мелкое хулиганство,
- нарушение правил дорожного движения,
- нарушение порядка обращения с оружием,
- правил пограничного режима и др., - применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Существуют следующие виды административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на управление транспортными средствами либо права охоты, исправительные работы сроком от 15 дней до 2 месяцев с удержанием до 20% зарплаты, административный арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвалидам I и II групп административный арест применяться не может.
Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет - в спецпрофучилище.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет), имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.
За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Школа занимает важнейшее место в жизни ребенка. Однако именно школа представляет собой основную угрозу правам ребенка. Анализ результатов мониторинга правовой культуры участников образовательного процесса образовательных учреждений г. Перми, проведенного осенью 2001 года, показывает, что учащиеся не знают своих прав, им не знакомы источники, где они зафиксированы. Педагоги также не показали знаний в данной области. Вопрос, каким образом они будут соблюдать права учащихся, если не знают о них, представляется риторическим.
Почему так происходит? Почему школа не дает качественных знаний в области прав человека? Не потому ли, что игнорирует полноту прав ребенка? Где нет прав, есть разного рода произвол. В какой мере школа, при вакууме прав, соответствует смыслу образования? Образование направлено на духовное развитие личности. Как будет развиваться личность в школе, где игнорируются права ребенка?
Попробуем выделить основные нарушения прав ребенка в школе.
I. игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
-
пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
-
представление о ребенке как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
-
пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением (говоря словами Б. Алмазова, «выдавлены слабые, урезаны перспективы большинству обычных детей и осуществляется поддержка ограниченного числа привилегированных»);
-
государственная типовая школа остается основным местом образования;
-
не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественного образования);
-
распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер, а как объект воспитания).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
К их числу относятся:
-
физическое насилие;
-
психологическое, психическое насилие;
-
система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
-
выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
-
отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 лет;
-
перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающие человеческое достоинство.
Насилие - любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми - физическое и психическое.
Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение интересами ребенка - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
3. Нанесение Вреда здоровью ребенка
Проявления:
-
несоответствие расписания нормам валеологии;
-
сверхнормативное увеличение учебного плана; © проведение более двух контрольных, проверочных работ в день; © большие объемы домашних заданий;
-
у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).
4. Отсутствие возможности участий в соуправлении учебным заведением
В учебных заведениях порой нет никаких общественных детских, молодежных объединений.
Заметим, что массовые нарушения прав ребенка в образовательном учреждении происходят при отсутствии реальных механизмов защиты, прав ребенка. В школе, как правило, нет системы защиты прав участников образовательного процесса, нормативная база с этой точки зрения не выдерживает никакой критики. В целом в системе образования отсутствуют правозащитные методики и условия интеграции наработанных вне ее методик в систему образования.
Место права на образование в системе основных прав и свобод человека рельефно определено в сборнике «Права человека и образование».
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Право на образование взаимосвязано со всеми правами человека:
-
с гражданскими и политическими правами на свободу выражения своего мнения, мысли, совести, религии, а также политических убеждений;
-
с социальными правами человека, поскольку оно дает ему возможность принимать активное участие в жизни свободного общества и доступ к профессиональным и иным знаниям, необходимым для того, чтобы стать членом общества;
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников. Конституция Российской Федерации педагогическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должностях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.
Педагогические работники образовательных учреждений имеют право:
-
на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений, за совершение которых запрещена педагогическая деятельность, еще не утвержден);
-
создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;
-
иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
-
на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;
-
на защиту профессиональной чести и достоинства;
-
на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
-
на участие в управлении образовательным учреждением;
-
на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
-
на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
-
создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
-
на участие в забастовках;
-
на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения;
-
на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в том числе совместителям;
-
на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
-
на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
-
на получение пенсии по выслуге лет;
-
на повышение квалификационной категории;
-
на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющих индивидуальный план.
Также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.
Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Работники образовательных учреждений обязаны:
-
уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
-
соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
-
осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
-
реализовывать образовательные программы и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
-
способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
-
стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
-
проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.
Педагогические работники должны знать:
-
Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам образования;
-
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигиена, методика преподавания предмета и воспитательной работы);
-
основы права, научной организации труда;
-
основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
-
программы и учебники, средства обучения и их дидактические возможности, требования к оснащению и оборудованию кабинетов;
-
правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Ответственность работников образовательных учреждений.
За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя, на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:
-
замечание;
-
выговор;
-
увольнение по соответствующим основаниям.
Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:
-
повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
-
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.